ЕГЭ

     В помощь

     учителю биологии  

152430

Ярославская область

Первомайский МР

п. Пречистое

ул.Советская д.52 кв 5

 

email: yleik@mail.ru

ЕГЭ

 

   Важным элементом создания общероссийской системы оценки служит единый госэкзамен. Он предусматривает решение следующих задач:

  • получение объективной оценки уровня и качества биологической подготовки выпускников;

  • совмещение выпускного экзамена в средней (полной) школе и вступительного экзамена в вуз;

  • использование результатов ЕГЭ для выявления причин полученных результатов, сильных и слабых сторон преподавания курса;

  • определение направлений совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.

Эксперимент в форме ЕГЭ по биологии проводится с 2001г.

 

Модель экзамена по биологии в форме ЕГЭ

       По сравнению с традиционной формой проведения выпускных экзаменов по биологии (устный экзамен по билетам, защита реферата, собеседование, письменное изложение ответа), ЕГЭ проводится в форме тестирования. Тест по биологии, в отличие от вопросов в билетах, включает большое число разнообразных заданий за основную и старшую школу и позволяет охватить проверкой основное содержание курса биологии, выявить уровень овладения учащимися знаниями и различными видами учебной деятельности, более обоснованно судить о глубине усвоения изученного материала. В этом состоит одно из преимуществ ЕГЭ по сравнению традиционной итоговой аттестацией.

    Кроме того, установлено, что тестовая форма контроля нравится экзаменуемым, поскольку позволяет распределить время для осмысления предложенных заданий и грамотного изложения знаний с учетом своих индивидуальных особенностей. С точки зрения психологии, тестирование исключает отрицательное воздействие экзаменатора на учащегося.

      В экзаменационную работу включены задания, контролирующие биологические знания, наиболее значимые для формирования научного миропонимания, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологической и генетической грамотности школьников. 

         Наряду со знаниями в ЕГЭ большое внимание уделяется проверке разнообразных умений: сравнивать объекты и процессы; устанавливать их соответствие, взаимосвязи; выявлять сущность явлений живой природы; обосновывать приемы выращивания растений и разведения животных, правила поведения в природе, в повседневной жизни, решать биологические задачи, применять знания в нестандартных ситуациях.

           Содержание проверки на едином экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. В соответствии с требованиями стандарта в экзаменационной работе преобладают задания, контролирующие  наиболее существенные вопросы содержания по разделам “Общая биология” и “Человек и его здоровье”: цитологические, генетические, эволюционные, экологические, анатомо-морфологические, гигиенические, о нейрогуморальной регуляции, закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В проверку включены знания о биологии как науке, методах ее познания, признаках живого, научные факты, необходимые для конкретизации теоретических обобщений.

         Значительное место отводится контролю знаний о клетке - структурной и функциональной единице живого, поскольку они составляют основу для понимания процессов жизнедеятельности организмов: растений, животных, человека, грибов, бактерий, их индивидуального развития, генетических закономерностей. Знания о клетке, клеточной теории позволяют подвести учащихся к мировоззренческому выводу о материальном единстве живой природы.

         Экзаменационная работа предусматривает контроль знаний о человеке и его здоровье: об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, высшей нервной деятельности, механизме регуляции процессов жизнедеятельности, об анатомо-физиологических основах гигиенических норм здорового образа жизни, об условиях сохранения здоровья человека.

          Большое место в содержании ЕГЭ занимают знания по генетике, составляющие научные основы селекции, биотехнологии, проверяющие генетическую грамотность учащихся, материальные основы наследственности и изменчивости, законы генетики, умения решать задачи.

            Важный компонент проверки на ЕГЭ - знания по экологии и эволюции: о среде обитания организмов, экосистемах, их основных звеньях, пищевых связях, биоразнообразии; процессах саморегуляции и круговороте веществ; о глобальных изменениях в биосфере и мерах сохранения равновесия в ней; о движущих силах, направлениях и результатах эволюции; усложнении растений и животных в процессе исторического развития.

           С помощью заданий, контролирующих учебный материал по экологии и эволюции, представляется возможность выяснить понимание экзаменуемыми смысла и значения идеи эволюции, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой, роли экологических факторов в историческом развитии.

        Из основной школы в проверку включены преимущественно вопросы общебиологического плана: о биоразнообразии и его сохранении, систематике, об особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их взаимосвязи, усложнении в процессе эволюции, родственных связях между организмами разных таксонов. Экзаменационная работа содержит также задания, контролирующие вопросы практического характера: агротехнические приемы выращивания растений, условия хранения продуктов сельскохозяйственного производства, защита растений и животных от болезнетворных бактерий, паразитических простейших, соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний, нарушения осанки, зрения и др.

          Каждый вариант экзаменационной работы включает 50 заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

Содержание всех заданий независимо от их уровня соответствует обязательному минимуму содержания биологического образования за основную и старшую школу. Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх и проверяют достижение уровня общеобразовательной подготовки, зафиксированного в требованиях стандарта.

         Задания повышенного уровня составлены на материале, который обычно контролируется как на выпускных экзаменах в школе, так и на вступительных экзаменах в вузах. Они требуют более сложных и разнообразных видов учебной деятельности и направлены на проверку овладения знаниями сущности биологических процессов, явлений, закономерностей; умениями сравнивать, применять знания в знакомой и изменённой ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать свободный ответ.

      Задания высокого уровня используются для оценки сформированности умений применять биологические знания из разных разделов курса в измененной и незнакомой ситуации. Они предусматривают проверку знаний учащихся о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого. Выполнение этих заданий требует записи развернутого ответа (обоснования, доказательства, решения задачи, аргументации, применения теоретических знаний на практике и других умений). Задания данного уровня обладают особой дифференцирующей способностью и направлены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень подготовки по биологии. Они соответствуют более сложным заданиям традиционных выпускных экзаменов в средней школе и более сложным заданиям, предлагаемым на вступительных экзаменах в вузы.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz